Back to Top
Font size: +

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на пред­принимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого пе­риода произошли серьезные изменения:

• происходят решающие исторические события (буржу­азная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);

• совершаются невероятные научные открытия (ген ста­новится главным понятием современной биологии, квант ста­новится ключевой категорией физики);

• создаются бессмертные произведения искусства («Ти­хий Дон» М.Шолохова и др.);

• осуществляются на практике смелые технические за­мыслы (полет человека в космос и др.);

• европейский тип культуры охватывает Америку, Авст­ралию, другие страны и континенты.

 

Вот наиболее значимые достижения культуры этого пе­риода: 

1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;

1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;

1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);

1896 г. — открытие естественной радиоактивности.

Все это говорит о том, что XX век в Европе в основных сферах культуры: науке, технике, искусстве начинался с осоз­нания людьми того, что они увидели время и мир в движении. В искусстве на «стыке веков» тоже произошел своеобраз­ный «взрыв». Новое поколение художников увидело мир иным (импрессионизм, модернизм), осознало цену мгновения как единицы времени. Динамика развития научных и худо­жественных открытий привела ученых и художников к отка­зу от привычного представления о мире. Воображение, полет фантазии, по словам Эйнштейна, стало естественным путем к научным и художественным открытиям. Не случайно на рубеже ХІХ ХХ веков с целью поощрения самого ценного, оригинального, выдающегося в различных областях культу­ры была учреждена Нобелевская премия. Ее можно считать общечеловеческой культурологической традицией.

Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации по­родили в культуре XX века не только оптимизм. На протяже­нии всего XX века писатели, художники, философы, публи­цисты говорили о загнивании западной культуры, о прибли­жении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были выз­наны такие пророчества?

Глобальные кризисы XX века: две мировые войны, экономические катаклизмы, экологические катастрофы стали яв­лением, затронувшим все страны и народы. Это породило пессимистические настроения, ощущение кризиса. А.Вебер счи­тает, что технический прогресс, материальные условия не должны диктовать свою волю человечеству, иначе произой­дет утрата «духовного начала». Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини утверждает, что кризис современ­ной цивилизации заключается «в утрате гуманного».

В этом же русле высказываются Н.Бердяев, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гасесет, которые считают, что кризис культуры связан либо с утратой связи человека с Богом (Н.Бердяев), либо с крахом рационалистических и гуманистических установок. Речь идет о том, что современная западная культура разрушает привычную форму жизни, создает почву для возникновения новой болезни XX века: дефицита переживания живого человечес­кого чувства. «Забвение бытия», «конец человека», «порож­дение западной культуры», — такими броскими фразами говорят о «глобальном кризисе» культуры и человечества такие известные западные философы как М.Хайдеггер, Г.Марсель, Т.Адорно.

Тревога не напрасна. Технический прогресс разрушает Природную среду, превращает общество в «мегамашину», подавляет личность. Это приводит к «дегуманизации» искусст­ва, к тому, что примитивное и стандартизированное массо­вое искусство захлестывает общество и культуру.

Технический прогресс, «быстрые технологии» одно вре­мя вызвали веру в прогресс общественных отношений и рас­цвет культуры. Однако очень скоро «ускорение научно-тех­нического прогресса» привело громадные массы людей к ощущению чуждости и абсурдности происходящих событий.

В искусстве конца XIX века формируется постимпрес­сионизм, такое художественно-образное видение мира (жи­вопись), которое отличается интересом и философским, сим­волическим началом бытия, стремлением «вжиться» в приро­ду, овладеть глубочайшей правдой жизни, создать монумен­тальные образы природы и человека (творчество П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека).

Как правильно лечить псориаз
Как зарегистрировать домен в domains.webmoney.ru