Back to Top
Font size: +

«ДУШИ» ЕГИПТЯНИНА

Рен

Отец и мать дают своему ребёнку Рен - имя.
Имя очень много значит в жизни египтянина. Это - одна из пяти его «душ». Знающий имя человека имеет над ним власть. Если кто-то хочет причинить зло своему недругу, он напишет его Рен на куске папируса и затем этот папирус сожжёт.


А придворные ваятели фараона порой высекают Рен владыки Обеих Земель на статуях других фараонов, далёких предшественников, а прежний Рен стёсывают, - и статуя после этого изображает уже нового фараона! Внешнее сходство не так уж и важно - Рен гораздо важнее.


Даже к разрушителям погребений - тем, кто берёт из древних усыпальниц камень для нужд строительства, - закон не так суров, если Рен владельца гробницы уже забыт. Но если время ещё не стёрло Рен покойного, разрушение гробницы карается смертью.


Не меньшее значение имеет имя-Рен и для богов. Сам великий Ра творил мир силой слова: давал вещам их имена, тем самым определяя их место в мироздании. А в четвёртой долине Дуата бог Солнца дал имена человеческим расам, установив их иерархию. Стражи Дуата, охраняющие врата, не открыли бы их перед Ладьёй Месктет, - но Ра знает имена огнедышащих охранников, и только поэтому они беспрекословно подчиняются солнечному богу. И Исида сумела излечить Ра от укуса ядовитой змеи лишь тогда, когда Владыка всего сущего открыл богине магии свой сокровенный Рен. Он сообщил свой Рен одной только Исиде, и не вслух, а из сердца в сердце, - чтобы никто больше этого имени не узнал и не обрёл власти над великим богом.

Ка, Ах и Шуит

Ка - Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки», - поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху:Ка. Ка рождается дважды: в первый раз - вместе с человеком, и во второй - при его жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над нею обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью говорить, вкушать пищу и видеть свет.


Ка будет обитать в своём вечном жилище - в своей гробнице; туда ему будут приносить жертвенные дары и совершать ради него заупокойные службы.


«Проблемой Ка» египтология занималась полтора века, и за это время учёные сделали множество ценных наблюдений и обобщений, однако начиная с 1950-х годов работы о Ка практически перестали появляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А. О. Большаковым: как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании других людей.

Для «оживления в памяти» какого-то образа человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок», напоминание, - этой цели у нас служат фотографии, и этой же цели египтянам служили гробничные изображения, в частности - статуя покойного. Точно так же «оживляет» образ человека в памяти и произнесённое имя-Рен; и по тому же психологическому механизму «материализуются» для покойного все настенные изображения жертвенных даров при «взгляде» на них статуи и при произнесении жрецом вслух жертвенных формул.


В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина - Ах, буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса:Ах-ибис, но это изображение - лишь звуковой (передающий сочетание двух согласных «ах») иероглиф, никак не связанный с представлениями об Ах.

До недавнего времени о назначении Ах и о связанных с ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теории А. Большакова, Ах есть «душа», которая, в отличие от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни, ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами.


Невидимое просто не существует (сравн. угрозу бога-змея в «Сказке о потерпевшем кораблекрушение». Отсюда связь солярных божеств с жизнью и воскресением, а сил «тьмы» - со смертью и небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей» - возвращение способности видеть суть возвращение жизни. Эти представления «позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убитый Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не была компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Осирис был слеп, как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новое, «искусственое» зрение.

Осирис, получивший глаз, «оживает, так как становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения всё-таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира мёртвых, но в мир живых не возвращается». Ах, таким образом, означает «Зрячий».


О назначении «души» Шуит («Тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожение Тени грешника.

Ба и Сах

Ба - сокол с человеческой головой - «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: чтобы Ба мог обрести свою мумию.


Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах - мёртвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит каре и презрению, даже парасхит - вскрыватель трупов перед мумификацией. Он делает на теле умершего надрез кремнёвым ножом - и сразу обращается в бегство, а все присутствующие - жрецы-бальзамировщики и родственники покойного - преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя вдогонку камни.

Дом парасхита - «нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой-либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.
Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, - они уничтожают мумию, дабы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей мумии, своего тела-Сах! Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего - каменная статуя. А чтобы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство.


Таковы истоки скульптурного портрета, впервые появившегося в изобразительном искусстве Древнего Египта. При III и IV династиях скульпторы стремятся передать в камне черты умершего как можно точнее, но уже с V династии изображения становятся достаточно условными, сочетающими правдоподобие с канонической идеализацией.

Владелец гробницы всегда изображается молодым, здоровым и полным сил, - независимо от того, умер ли он глубоким стариком и имел ли какой-нибудь физический недостаток или увечье. Есть, однако, исключение из этого правила: в Старом царстве вельможи-карлики изображали себя непременно карликами. Возможно, быть карликом считалось тогда особой заслугой и давало какие-то привилегии; во всяком случае, карликов среди вельмож Старого царства было немало.

Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получат ни мумий, ни скульптур, - и они не смогут воскреснуть в Дуате и сгинут в небытие на веки вечные.

Коррозия металлов
С чего начать создание сайта?

Related Posts